Выбор мониторных колонок и их правильное расположение в студии

2014-11-12 06-33-08 (26)
Колонки ADAM

Если вы загляните внутрь нескольких мастеринг студий, вы убедитесь, что выбор колонок есть дело вкуса. В конце концов, важен только результат. Однако существуют некоторые правила, следуя которым можно выбрать правильные колонки и получать хороший результат.

Некоторые авторитетные мастеринг студии Германии предпочитают использовать мягкие колонки, наподобие Hi-Fi систем, чтобы подвести звучание под общий знаменатель и не раздражать клиента тем, что микс в мастеринг студии звучит несколько иначе, нежели у него дома. Я считаю, что это в корне не правильно. Если колонки звучат слишком добродушно и мягко, это исключит всякую возможность точных корректировок. Потому что ощутить незначительные изменения будет непросто.

Мастеринг монитор должен звучать очень точно и правдиво, он должен воспроизводить весь слышимый диапазон от 30 герц до 25 Кгерц в строго линейной манере.

Специализация, воспроизведение глубины и переходные характеристики также должны быть очень точными и как минимум, очень хорошими.

Мастеринг инженер должен работать со своего рода акустическим микроскопом. Нет такой характеристики «Звучит не плохо» для хороших мастеринг мониторов. Продвинутый инженер иногда покупает только одну пару колонок в качестве эталона и обходится без бытовой техники вроде бум бокса.

Однако не может быть речи о переходе на обывательскую акустическую систему с активным регулятором громкости ради такой эфемерной цели, как проверка звучания.

Мне бы хотелось привести цитату Германа Гира из SPL, которая в краткой форме выражает моё отношение к данной теме: «Чем ближе звукорежиссёр или мастеринг инженер подходит к подлинному звучанию материала при мониторинге, тем более объективно судит о проделанной работе».

Эта цитата обобщает всё. Так можно сказать о сигнальном тракте, мониторинге, а также акустике мастеринг студий. Чем ближе вы к истине, тем более точно и эффективно вы можете работать.

Типы колонок

Пассивные колонки

Пассивные колонки требуют внешнего усилителя мощности. С помощью пассивных кроссоверов весь спектр частот разделяется на несколько полос в зависимости от количества динамиков. Например, колонка с 3-мя динамиками имеет 3 полосы НЧ, СЧ и ВЧ. На первый взгляд такой тип колонок кажется лучшим соотношением цены и качества. Но после того как вы выберете подходящий усилитель и кабель это всё вместе, как правило, стоит дороже, чем активные мониторы.

Если у вас есть хорошие пассивные колонки, попробуйте различные усилители. Разница чудовищна. Если вы собираетесь использовать пассивные колонки, то обязательно учитывайте стоимость усилителя премиум класса и превосходного кабеля.

Комбинация хороших колонок и хорошего усилителя может принести замечательные результаты в плане звучания. Это из-за большего запаса в переходных процессах по сравнению с активными колонками.

Внешние усилители очень часто имеют большие размеры. А усилители активных колонок очень компактны, т.к. встраиваются в них.

Активные колонки

У каждого динамика активной колонки имеется свой собственный усилитель. Следовательно, частоты разделяются до того, как достигнут усилителя.

С технической точки зрения это значительно проще осуществить и намного дешевле, потому что нет необходимости в дорогих деталях, таких как катушки, конденсаторы и резисторы из которых состоит пассивной кроссовер.

В последнее десятилетие во всех студиях пассивные колонки заменены на активные. С помощью активных мониторов можно очень просто собрать Surround систему. Это очень практично. Из-за проблем с регулировкой баса сборка Surround системы с пассивными колонками является очень непростым занятием.

Этикетка «активные» означает индивидуальное усиление динамиков с помощью раздельных усилителей, независимо от того расположены они в корпусе или вне его.

Есть пассивные колонки бюджетного класса со встроенным усилителем. Не надо их путать с активными колонками.

Усилитель активного монитора
Типичный усилитель активного монитора

Мониторы ближнего поля

Поговорим обо всех плюсах и минусах использования мониторов ближнего поля для мастеринга.

Недостатки акустики помещения отчасти уходят на второй план, потому что количество прямого сигнала значительно больше, чем у мониторов среднего и дальнего поля. Расположение колонок на измерительной панели микшерной консоли или на большом столе имеет негативное влияние на звуковые характеристики.

В идеале, вы должны попытаться расположить колонки так, чтобы они стояли свободно. Это устранит появление эффекта гребенчатого фильтра из-за отражения от поверхности микшерной консоли или стола.

Мониторы ближнего поля не подходят для тех случаев, когда работа ведётся в присутствии клиента, т.к. зона наилучшего восприятия таких колонок обычно не превышает 50 см. в диаметре.

Кроме всего прочего очень сложно или даже невозможно услышать бас без дополнительного сабвуфера.

Мониторы среднего поля

Колонки среднего поля наиболее распространённый тип мониторов. Они не заменимы в тех случаях, когда работа ведётся в присутствии клиента. Зона наилучшего восприятия больших размеров даёт возможность предоставить клиенту хорошее место прослушивания.

Акустика комнаты здесь играет очень важную роль. Есть возможность использования 2-х или 3-х дополнительных сабвуферов. Точка прослушивания находится на расстоянии от 180 см. до 3 м.

Комнатные мониторы

Комнатные мониторы стоят очень дорого. Даже не думайте о них до тех пор, пока у вас не появится помещение с профессиональной акустикой. Я ещё не встречал удовлетворительного решения с использованием комнатных мониторов без обязательных вложений денег.

Шесть ключевых аспектов. Я обнаружил, что такое решение не подходит для мастеринга.

И, наконец, вряд ли найдётся большое количество слушателей с колонками, которые встроены в стену.

Калибровка сабвуфера

Сабвуферы должны быть очень тщательно калиброваны. С помощью бас свипов найдите оптимальную частоту кроссовера, которая обычно расположена в интервале от 60 до 80 герц.

Бас свипы это тона с частотами от 200 до 25 герц и одинаковым уровнем на всём своём диапазоне. Обращайте внимание на резонансы в районе частоты кроссовера. Теперь слушайте эти свипы только на сабвуфере, отключите колонки.

Расположение сабвуфера имеет большое влияние на стоячие волны и комнатные резонансы. В этом отношении крайне не желательно расположение сабвуфера в углу. Также не ставьте его рядом со стеной. Есть большая вероятность добиться однородного звучания, если он будет находиться в свободном положении.

В комнате с параллельными стенами воображаемое разделение пола на 16 квадратов поможет вам найти идеальное положение сабвуфера. Поделите длину и ширину комнаты на 4 и представьте линии на полу или даже сделайте временную разметку с помощью клейкой ленты. Теперь вы можете видеть на каких линиях сабвуфер, даже если он стоит свободно может стать причиной ненужных комнатных резонансов. Поэтому не ставьте его ни на одну из линий, тем более в местах пересечения.

Если вы найдёте такое положение, где в точке прослушивания бас свипы будут звучать одинаково на сабвуфере, то переходите к настройке фазового положения между ним и мониторами. Проиграйте бас тон, близкий к частоте кроссовера, включив колонки, и начинайте крутить фазу сабвуфера. Фазовое положение, в котором бас звучит громче всего в точке прослушивания – самое правильное. Теперь включите вашу любимую музыку, поставьте альбом, который прекрасно отмастерин. Настройте громкость на 85 дБ SPL и поднимите уровень сабвуфера до того значения, при котором вы почувствуете, что бас звучит как надо. Ваши мониторы в басовом диапазоне должны звучать сбалансировано на громкости 85 дБ SPL.

В главе о стратегии прослушивания вы узнаете об этих 85 децибелах во всех подробностях.

Если вас не удовлетворил результат, систематически делайте замеры с помощью измерительного микрофона и измерительного оборудования для того, чтобы найти идеальное положение вашего сабвуфера и настроить мониторы.

Как всегда есть несколько вариантов действий. В качестве примера я приведу самый простой вариант.

Во-первых. Временно расположите сабвуфер в позицию слушателя.

Во-вторых. Поставьте музыку с мощными басами и пройдитесь по комнате. Найдите место, где бас звучит лучше всего в той половине комнаты, где расположены колонки согласно правилам, которые будут раскрыты в следующей главе.

В третьих. Установите туда сабвуфер.

В четвёртых. Проверьте позицию фазы сабвуфера. Пошлите на мониторы и сабвуфер низкочастотный сигнал, равный частоте кроссовера, например 60, 80, или 100 герц и перемещайте ручку фазы сабвуфера вперёд и назад. Правильным будет то положение, при котором бас в точке прослушивания звучит наиболее громко.

В пятых. Проиграйте розовый шум на ваших мониторах и сабвуфере. В точку прослушивания установите измерительный микрофон, с верхушкой, смотрящей вверх, и пошлите сигнал на хороший спектральный анализатор.

Теперь вы вправе калибровать уровень и частоту кроссовера до тех пор, пока анализатор не начнёт показывать, по возможности, наиболее линейную частотную характеристику.

Расположение колонок

Стандарт

Эта иллюстрация показывает установку Surround системы для DVD аудио и SA CD, согласно стандарту ITU 775. Если вы устанавливаете стереосистему, то вы должны иметь ввиду, что расположение передних колонок должно оставаться таким же. Когда вы устанавливаете мониторы в студии на миллиметровке набросайте угол в 60 градусов, т.е. 30+30 градусов.

Вы можете определить оптимальное расстояние от точки прослушивания на основе расстояния между левой и правой колонками. Или наоборот, найти промежуток между колонками, основываясь на расстоянии между позицией слушателя и колонками.

Твиттер должен находиться на высоте 120 см. от пола, т.е. напротив ушей сидящего человека. Если мастеринг инженер высокий, то конечно нужно ставить колонки повыше.

Характерной чертой мастеринг студии является тот факт, что колонки обычно располагаются максимально свободно. Во многом заимствуется стиль современных гостиных комнат. Не потому что это выглядит модно или стильно, а из-за того, что у свободно стоящих колонок качество воспроизведения лучше. Большие столы и микшерные консоли приводят к появлению эффекта гребенчатого фильтра и значительно ухудшают звучание колонок из-за смешивания прямого звука с отражениями.

К примеру, в студии Боба Каца вы не найдёте обычного стола. Вместо этого, он поставил посреди комнаты напротив дивана небольшой столик на колёсиках, на котором располагается самое необходимое оборудование.

Я, в свою очередь, пошёл на такой компромисс: поставил стол шириной примерно 90 сантиметров. Это довольно небольшая отражающая поверхность. На этом столе помещаются самые неотъемлемые приборы и стоят плоские ЖК мониторы. Это позволяет мне проводить очень точную настройку параметров, сидя в зоне наилучшего восприятия.

Эффект гребенчатого фильтра появляется тогда, когда прямой, т.е. оригинальный сигнал смешивается со своими копиями, отражёнными от поверхности. Неудивительно, что этот акустический феномен появляется так часто. Кто ездил ночью на велосипеде, который оснащён генератором, проезжая мимо дворов, заборов, знает, о чём я говорю. Этот эффект меняется с каждым изменением отражения и в результате искажается звучание самого источника.

Если вы очень хотите познакомиться с эффектом гребенчатого фильтра, попросите вашего коллегу помахать под носом любым плоским предметом перед вами и сбоку от вас в то время, когда вы слушаете музыку. Эти движения станут причиной появления фазовых эффектов, которые очень заметно изменяют звучание. Они появляются из-за короткой задержки отражения звука от прямого. Эти две порции затем смешиваются в ухе и в зависимости от расстояния приводят к усилению одних частот и ослаблению других. Это можно очень наглядно представить с помощью розового шума, сгенерированного в Wave Lab.

Скопируйте дорожку и поиграйте с её задержкой относительно оригинала. Используйте возможность звукового монтажа в Wave Lab.

На спектральном анализаторе мы видим характерные для гребенчатого фильтра зазоры.

Стойки для колонок должны быть очень тяжёлыми, чтобы поглотить шумы, производимые конструкцией. Или устанавливайте колонки на шипы, чтобы механически изолировать от поверхности, способной к вибрациям. В идеале вам следует сделать и то и другое. В таком случае колонки защищены от резонанса, как самого корпуса, так и стоек, который появляется из-за колебаний. Большая колонка, установленная на очень лёгкую деревянную стойку, заставит её колебаться и производить очень неприятные басовые призвуки. Шипы имеют очень маленькую площадь поддерживающей поверхности. Такой поверхности будет очень сложно передать длинные волны, а значит низкие частоты.

Для того чтобы сделать стойки тяжелее вы можете заполнить их кварцевым песком. Большой массе потребуется больше энергии для того, чтобы начать колебаться. Кварцевый песок можно купить подешевле в магазинах «Сделай сам».

Направленность звучания колонок

Следует понимать, что колонки не должны стоять слишком близко к стене или к углам, т.к. бас распространяется кругами, а высокие очень направленно и линейно. В низкочастотном диапазоне появляется интерференция и гашение частот. Непрямой звук, отражённый от стены, в зависимости от её структуры и расстояния от неё может смешаться с прямым звуком со знаком «+» или «–», появляется эффект гребенчатого фильтра.

Бас, производимый сабвуфером, который расположен в углу, может восприниматься на 18 децибел больше свободного положения. Имейте ввиду, что звукопоглощающая пена не изменит этих характеристик, потому что она не поглощает низкие частоты.

Некоторые производители колонок дают строгие рекомендации по оптимальному расположению колонок.

Зона наилучшего восприятия

Зона наилучшего восприятия – это идеальное пространство для прослушивания. В этом месте существует виртуальный, или другими словами, фантомный центр. В этой точке прослушивания такие моно сигналы, как вокал или малый барабан слышны между колонками и находятся строго по центру. Направленность пищалок также играет роль в величине зоны наилучшего восприятия.

Для того, чтобы получить представление о её размерах, перемещайтесь перед колонками с лева на право и вперёд назад, обращайте внимание на пропорциональность высоких частот в музыке, которая сейчас играет. Как только вы услышите меньше высоких или почувствуете, что ведущий вокал больше не ведёт с фантомного центра – вы находитесь за пределами зоны наилучшего восприятия.

Работать ли в наушниках

Хорошие наушники, качественный предусилитель и соответствующие психо-акустические обработки будут очень полезным дополнением к хорошим мониторам. Но, ни в коем случае, не их заменой.

Наушники послужат хорошей альтернативой для последней проверки, помогут легко обнаружить артефакты.

Я рекомендую психо-акустическую обработку BAP-1000 от AKG. Сейчас этот прибор снят с производства, но всё еще продаётся по доступной цене. BAP-1000 вычисляет акустические характеристики 9 легендарных студий, после чего, определяет пространственное расположение сигнала.

Если вы сидите перед вашими мониторами и сигнал идёт только из левой колонки, прямой звук достигает только левого уха. Из-за размера и формы головы определённые частоты задерживаются и поэтому достигают правого уха несколько позже, кроме того, их уровень уже значительно ниже. Но в случае с наушниками сигнал может быть услышан в данном случае только в левом ухе.

Каждый знаком с неестественным чувством, будто музыка звучит внутри головы, когда вы слушаете её в наушниках. Психо-акустический предусилитель добавляет естественную пространственную информацию, которая теряется таким образом. Следовательно, с его помощью вы ожжете испытать естественное пространственное восприятие в наушниках. Как и в случае с мониторами, чем больше вы знаете свои наушники, тем лучше.

Использованы материалы из курса Фридемана Тишмаера

Метки: Метки