Суть дела:
- Стем прекрасно подходят для проектов микширования или облегчения работы с профессиональным инженером микширования
- Стемы дают возможность обезопасить себя и действовать более точно в процессе мастеринга.
- Имеются различия между микшированием стемов и мастерингом стемов
Cтемы – это оцифрованные версии субмиксов различных групп треков при микшировании. Например, стем «Ритм» – это стерео файл только барабанов и баса. В стемах для каждого его элемента обычно содержится все, что есть в треках, например, реверберация, компрессия динамического диапазона.
Почему используются стемы? Для чего используются стемы?
Стемы полезны по разным причинам. Стемы применяются при мастеринге звука, чтобы экономить время и средства клиента. Наличие стемов миксов может сэкономить средства и время при продюсировании, когда инженер микширования может выполнять лишь небольшие изменения. Например, обычной проблемой бывает вокал, который звучит немного тише, чем микс. При наличии стемов это легко решается, не надо просить инженера микширования делать любые изменения в миксе. Мастеринг на основе стемов – это более сложный и длительный процесс, однако, дополнительная гибкость, появляющаяся при этом, часто оправдывает такие затраты.
Стемы полезны, когда Вы планируете участие профессионального инженера микширования, чтобы завершить сведение Вашей записи. Если Вы потратите время на внимательное редактирование Ваших записей и создадите набор стемов, то Вы сможете сэкономить средства, когда инженер микширования будет работать с небольшим набором стемов.
Стемы очень полезны при микшировании для последующей архивации. Если Вы инженер микширования и Вы подошли к завершению большого проекта по микшированию, то Вы можете создать архив из стемов. Таким образом, если Вам понадобится потребуется снова обратиться к этому проекту через несколько лет, то Вам не надо будет снова открывать полный проект микширования и снова собирать Ваши тракты эффектов или любую другую конфигурацию, которую Вы использовали при микшировании. При наличии наборов стемов миксов, в которых уже включены все оригинальные обработки, Вы обеспечиваете себе свободу действий. Другим преимуществом создания файлов стемов миксов будет возможность открыть и заново скомпоновать архивные файлы в цифровой звуковой рабочей станции. И ведь знаем, как быстро все меняется.
Какая разница между микшированием стема и мастерингом стема?
Микширование стема подразумевает, что Вы ищите возможность снизить затраты на микширование звука. Если отправить инженеру микширования полный набор треков, которые не были очищены или отредактированы, то потребуются большие затраты. Если Вы отправите инженеру маленький набор стемов, то Вы существенно сэкономите. Чем больше Вы предоставите стемов, тем больше возможностей будет у инженера микширования обеспечить качество Вашего микса.
Инженер микширования создаст полный микс на основе Ваших стемов и добавит эффекты к каждому стему на основе собственных представлений о том, как улучшить песню. Инженер микширования может задействовать или не задействовать обработку шины, но полученный результате не будет окончательным результатом мастеринга, это будет просто микшированный стерео звук, грубо говоря – сведение треков. Некоторые инженеры микширования даже будут в некоторой степени редактировать Ваши стемы, например, выполнять шумоподавление в некоторых местах, если им покажется, что песня от этого выиграет.
Часто путают мастеринг стемов и микширование стемов (сведение треков). Наподобие мастеринга стерео звука мастеринг стемов – это более тонкий процесс по сравнению с микшированием стемов. В нем больше контроля качества, когда настройки уровня между между стемами выполняются с целью улучшения качества, например, вокал слишком тихий по сравнению с остальной частью микса. Инженер мастеринга обычно не выполняет очевидные настройки, например, серьезные регулировки эквалайзера, сильные искажения звука (дисторшн) или реверберацию, хорусы и прочие эффекты, т.к. это в основном относится микшированию, а не к контролю качества.
Как и в любом деле, лучшим решением будет предоставить выполнение определенных задач тому, кто это лучше всех умеет. Наиболее правильным подходом будет обращение к инженеру микширования за услугами по микшированию стемов и к инженеру мастеринга для мастеринга стемов.
Как создать файлы микса стемов?
- В первую очередь определитесь с целью (микширование стемов (сведение), мастеринг стемов или архивирование микса)
- Уточните у Вашего контактного лица (инженера микширования или инженера мастеринга) насчет особых требований, например, к формату файла.
- Решите, как Вы хотите разделить Ваш микс на стемы с зависимости от поставленной цели (см. раздел «Дополнительные соображения ниже), где предлагаются подходы к мастерингу музыки и микшированию стема).
- Избавьтесь от всех видов обработки на мастер канале или по крайней мере от всех тех, что изменяют динамические характеристики типа компрессии и лимитирования.
- Выберите только те треки, которые хотите включать в Ваш первый стем.
- Выгрузите только эти треки в звуковой файл.
- Исключите те треки, которые Вы только что выгрузили и повторите шаги 3 и 4 до тех пор, пока Вы не создадите стемы для всего микса.
Важное замечание: Всегда выгружайте Ваши стемы миксов с одной или той же нулевой начальной точки. Это важно, чтобы обеспечить их синхронность впоследствии, когда все стемы соединят вместе.
Заказать стем-мастеринг в Manifold Studio
Дополнительные соображения
Примите во внимание один из двух подходов, когда Вы создаете миксы стемов для микширования стемов или мастеринга звука.
1. Подход “Банда четырех” (рекомендуемый для мастеринга звука)
Если Вы готовите стемы для мастеринга звука, то я рекомендую подход «Банда четерых», который был предложен высококлассным инженером мастеринга звука Бобом Кацем. В этом подходе имеется значительная гибкость, когда она необходима, при небольших затратах на мастеринг или без отмены решений по микшированию, которые были сделаны продюсером или инженером микширования.
Создайте следующие четыре стема:
- Стем микса № 1 – Все инструменты и бэк-вокал
- Стем микса № 2 – Ведущий вокал
- Стем микса № 3 – Полный микс. Это реально не стем, а полный файл микса, который может быть использован инженером мастеринга в качестве справочного
- Стем микса № 4 – Инструментальный (такой же, как № 1, но без бэк-вокала)
В этом методе предоставляется много гибкости для мастеринга звука. Например, если фоновый вокал слишком громкий, то это можно исправить смешением Стем микса № 4 и Стем микса № 1. Важно, что предоставляется особая гибкость при работе с основным элементом микса (ведущим вокалом), и при этом не отменяются все другие решения по микшированию, которые были сделаны инженером микширования или продюсером.
2. Предоставление отдельных стемов (рекомендуемое для микширования стемов или архивирования стемов)
Создайте отдельные стемы для самых важных участников Вашего микса, а все остальное вынесите в другой стем. Приводятся примеры конфигурации 6 стемов:
- Стем микса № 1 – Басовый барабан
- Стем микса № 2 – Малый барабан
- Стем микса № 3 – Остальная часть ударной установки
- Стем микса № 4 – Бас
- Стем микса № 5 – Электрические гитары
- Стем микса № 6 – Акустические гитары
- Стем микса № 7 – Фортепьяно
- Стем микса № 8 – Остальные клавишные, струнные или духовые инструменты
- Стем микса № 9 – Ведущий вокал
- Стем микса № 10 – Бэк-вокал
- Стем микса № 11 – Все прочие инструменты
- Стем микса № 12 – Ключевые эффекты, например, если Вы используете свой любимый процессор реверберации для вокала, то в этом стеме должен быть трек того, что возвращает реверберация
Этот подход дискретных стемов обеспечивает максимальную гибкость инженеру микширования. Это позволяет Вам и инженеру микширования выполнить тонкую настройку и баланс основных инструментов в процессе микширования, сокращая при этом затраты на микширование и производство. Я предлагаю вначале предоставить меньше стемов инженеру микширования. Он может предложить в дальнейшем дополнительные стемы, если ему кажется, что это поможет песне, но в общем и целом чем меньше стемов, тем проще работа, что позволяет экономить средства.
Цены
Количество | Стоимость |
---|---|
Stem-Мастеринг 1-го трека | 3200 руб. до 6 групп (стемов) |