Калибровка громкости мониторных колонок

Как следствие физической реальности кривой Флетчера-Мэнсона уровень 85 дБ SPL – это самое сбалансированное соотношение между низкими, средними и высокими частотами в точке прослушивания.

85 дБ SPL это довольно громкий уровень и если вы работаете дома это не будет способствовать укреплению добрых отношений с соседями в долгосрочной перспективе. Однако на этой громкости можно работать весь рабочий день, не причиняя особого вреда слуху, поэтому необходимо калибровать свои мониторы на эту громкость. Для полноты картины я хочу отметить, что Dolby уже давно, в середине 70-х создали стандарт прослушивания на уровне 83 дБ SPL для саунд треков и все фильмы сводятся на этом уровне. В основном, только в киноиндустрии работа идёт при такой громкости. По этой причине был согласован стандарт громкости для различных этапов создания фильма. Это то, о чём музыкальной индустрии со своими пережатыми мастерами стоит только мечтать.

Вам понадобиться простой SPL измеритель, т.е. измеритель звукового давления. Их много на рынке и они не очень дорого стоят. Так же сейчас существуют шумомеры для смартфорнов Андроид и iPhone. Рекомендуем использовать продукцию Apple, поскольку там программы лучше откалиброваны и дают более точные результаты.

screen320x480

Самый простой способ калибровки ваших колонок

Выберите вашу любимую музыку, звучанию которой вы полностью доверяете. Если вы в основном работаете с попсой или Хип-Хопом, выберите трек, который имеет средний уровень 12 дБRMS, затем найдите место с более ровной громкостью и зациклите его. Проигрывайте его в цифровой среде без всяких обработок и изменения уровня. Поместите измеритель звукового давления в точку прослушивания. Держите его вертикально.

Теперь изменяйте уровень ваших мониторов до тех пор, пока измеритель не покажет уровень звукового давления равный 85 дБ SPL в позиции слушателя. Измеритель должен постоянно удерживаться вертикально. Теперь отметьте или запомните это положение ручки или ползунка громкости как ваш персональный эталонный уровень. С этим эталонным уровнем вы сможете достоверно оценить баланс низких и высоких частот по отношению к средним, если позволяют ваши мониторы и комнатная акустика. Теперь на этом уровне слушайте вашу любимую музыку во всю длину до тех пор, пока с уверенностью не почувствуете правильный баланс между басами, серединой и высокими. Сабвуфер обязательно должен быть калиброван на этом уровне.

Объективный, а следовательно унитарный для всех эталонный уровень прослушивания был закреплён такими стандартами, как Dolby или K-System (система калибровки Боба Каца). Система калибруется с помощью розового шума и очень сложна своими измерениями и методиками. Правильная калибровка розовым шумом приводит к очень громкому уровню, иногда даже больше 90 дБSPl. При проигрывании материала со средней громкостью, соответствующей современному радио стандарту от -10 до 14 дБRMS.

Боб Кац говорит, что причиной разработки его системы является создание стандарта, при котором музыка будет прослушиваться на уровне 85 дБ SPL, что приведёт к более динамичному и музыкальному результату. Проще говоря, если ваши мониторы установлены на высокий уровень звука вы автоматически начинаете сводить более мягко, оставляя динамический диапазон широким. Отсюда следует, что чем больше уровня понижается для того, что бы не превышать громкость более 85 дБSPl при прослушивании, тем более, как бы сказать, склеенным и плотным становится аудиоматериал. Система K-System основана на этом принципе.

Если все мастеринг инженеры примут этот стандарт, то все выпускаемые CD будут иметь средний уровень -18 (-20) дБ RMS и слушателям не придётся меняя диск менять громкость независимо от того слушают они джаз или трэш металл. А пока любой, кто поставит диск с музыкой сразу же после DVD с фильмом и не уменьшит громкость на несколько децибел, будет сильно шокирован. Это результат современной тенденции бессмысленного соревнования за громкость любой ценой.

Компетентная калибровка в соответствии с K-System будет только тогда иметь смысл, когда музыкальная индустрия последует примеру киноиндустрии, начнёт диктовать универсальный стандарт громкости для звуковых носителей и наказывать нарушения отклонения от норм запретом радиовещания. После чего мы наконец-то насладимся приятным, динамичным звучанием радио.

Рекомендуется настроить колонки таким образом, чтобы материал со средней громкостью в -14 дБ RMS производит акустическое давление в 85 дБSPl, учитывая, что ручка громкости всегда стоит посередине.

Использование розового шума в сочетании с прибором измерения громкости идеально подходит для калибровки уровней левого и правого каналов. Различные системы позволяют настраивать уровни левого и правого каналов, что при неправильной настройке может привести к дисбалансу.

Для правильной настройки сгенерируйте розовый шум, например в програме в WaveLab, и проиграйте по очереди то в левом, то в правом канале при неизменном уровне. Запишите показания измерителя уровня, который держался вертикально в точке прослушивания и установите в настройках — С-weighting. Устраните дисбаланс, подогнав уровни левой и правой колонок под единые значения. Вот теперь у вас есть калиброванный стерео баланс.